?

Log in

No account? Create an account
agnivej
Какова природа сознания? Оно одно на всех (и различие тогда иллюзорно), или у каждого свой, отдельный поток? Думаю, истина посередине и включает оба подхода. Сознание одновременно общее для всех, и в то же время индивидуально у каждого. При достижении высшего сознания общее переживается как индивидуальное, а индивидуальное - как общее. Они совпадают!

Поэтому, мне кажется, мы можем войти в любое состояние, в любое тело, не теряя себя, не теряя сознания. Я могу стать тобой, наши сознания полностью совпадут и будут одним сознанием, но это не значит, что кто-то из нас потеряет индивидуальность. Да что такое индивидуальность?.. Всего лишь представление. А представление может быть каким угодно. Я могу быть собой, тобой, всеми сразу, всем миром, нигде не растворяясь. И ты так можешь, твоя индивидуальность не пострадает. На этом, я думаю, основана тантра. Божество - это и другое существо, и я, весь мир, и всё что хочешь. Познавая одно, познаёшь всё, не теряясь. Игре нет предела. Единство в многообразии.

 
 
agnivej
23 October 2014 @ 01:46 am
Я совсем ушёл в тайное. Мне есть, что сказать, но всё это тайное. Поэтому я забавляюсь в мыслях сам с собой, потому что мне некому сказать, кроме себя. Когда я встречаю кого-то, я молчу, потому что мысли мои - о тайном.

Это бывает мучительно, потому что я хочу сказать, но я не могу. Это аскеза, это как половое воздержание. Пусть семя хранится, и изольётся оно пусть только в подходящий сосуд. Слова мои никуда не должны излиться, никогда не излиться, но только во внутрь. Пусть тайна хранится.

Нет, всё же есть люди, с которыми я могу об этом поговорить. Но зачем? Не пустословием ли это будет? Не лучше ли молчать о том, что знаем мы?..
 
 
agnivej
04 October 2014 @ 02:03 am
Вопрос, который меня смущает: могут ли вообще расслабиться люди, не знающие природы ума? Если нет, то советовать им расслабиться, получается, бессмысленно - вместо расслабления всё равно напрягутся. А если объяснять, что значит "расслабиться", то это ведь будет объяснение природы ума, а этого делать не стоит. С другой стороны, может быть, не стоит недооценивать интуитивную способность некоторых людей: например, если сказать, "ничего не делай, просто расслабься", один человек (слишком умный) вместо этого напряжётся, а другой, может, интуитивно поймёт и сможет частично расслабиться, несмотря на парадоксальность формулировки (как можно ничего не делать, если сказано - расслабиться, то есть делать?).

Вообще говоря, все методы, кроме расслабления - это как погремушки для детей, просто временный способ отвлечься. То есть расслабление - единственный подлинный "метод". Впрочем, те методы, которые приводят к расслаблению, не являются ни подлинным методом (самим расслаблением), ни пустыми погремушками, так как всё-таки существуют не для отвлечения. Такие методы и составляют собственно духовное делание (расслабление - это уже не делание, а сам дух).
 
 
Current Music: raison d'être
 
 
agnivej
18 January 2014 @ 10:25 pm
Прошлое возникает из привязанности, будущее - из отторожения, а настоящее - от неведения. Отсюда понятны ограничения модной практики пребывания в настоящем моменте: такая практика устраняет привязанность и отторжение, но не неведение. Корень не отсекается.
 
 
agnivej
В методе и знании есть свои ловушки. Знание, будучи связано с устойчивостью и, таким образом, с землёй, может выражаться в гордыне. С одной стороны, знание придаёт уверенность и устойчивость, и это хорошо, но также эта уверенность может превращаться в гордыню, то есть в ложную уверенность. В этом опасность. Я вот чувствую, что когда я пишу что-то, что я понял, как во мне возрастает гордость. Это нехорошо.

Метод, в свою очередь, связан с движением и с ветром. Это значит, что с положительной стороны метод проявляется как духовное продвижение и возможность воздействовать на реальность с помощью обретённых сил, а с отрицательной стороны метод, наверное, проявляется как вечная неудовлетворённость и неустойчивость: ты блуждаешь в проявлениях, ты зачарован этим движением, но по сути ничего не меняется, то есть это ложное продвижение.

Как избежать опасностей? Наверное, важно понимать, что метод и знание - это всего лишь средства, и им не стоит придавать большого значения. Понимаешь что-то? Расслабься, не цепляйся, понимание никуда не уйдёт. Получаешь крутой опыт? Расслабься, не цепляйся, это пройдёт.
 
 
 
agnivej
26 December 2013 @ 03:40 pm
Всё же я, может быть, буду делиться кое-какими личными наблюдениями: не самыми драгоценными (их оставим в тайне), но и не самыми пустыми, то есть достойными быть записанными так, чтобы от меня не слишком убыло. :)

В Традиции есть знание и метод. Одно без другого не работает. Однако разные люди больше приспособлены к чему-то одному: кто-то предпочитает метод, а кто-то - знание. На самом деле, в этом нет ничего страшного, если есть благословение. Именно благословение соединяет знание и метод. Это значит, что если ты упорствуешь в методе, знание приходит позже само собой. И наоборот, если ты упорствуешь в знании, метод подтягивается позже сам собой.

Я заметил, что мне ближе путь через знание. Наверное, это зависит от темперамента. У меня ветреный темперамент. Это значит, что когда я применяю метод, я очень быстро чего-то достигаю, но и так же быстро теряю. Это вселяет в меня большую неуверенность. Поэтому мне бы хотелось найти больше устойчивости, и я её нахожу не в стремительном потоке опыта, а в метафизическом знании. Наверное, знание обладает качеством земли (не потому ли Манджушри жёлтый?), то есть качеством устойчивости. Знание есть уверенность. Обретая уверенность в знании, я обретаю уверенность в опыте, в методе. Наоборот, людям спокойного, земного темперамента, наверное, стоит уделять больше внимания методу, чтобы обрести качество продвижения и пошатнуть свою мирскую уверенность.

Кстати, с точки зрения знания и метода интересно рассмотреть, как это проявляется без благословения. Те, кто услаждаются в знании без метода - это всякие философы да традиционалисты. Вероятно, они думают, что что-то постигают, но без благословения метод не подтянется и осуществления не будет. Другая сторона - это всякие любители странного опыта. У меня вот много таких знакомых-неотантриков. Что такое неотантра? Это когда спижжен метод, а знания нет. :) Ребята получают кайф, странный опыт, раскрепощаются, раскачивают себя, кто-то сходит с ума. Ну и что? Благословения нет, и опыт непонятен. Подлинная тантра - это всегда метод и знание, опыт и пустота. Если чего-то одного нет - это не тантра, а чёрти что.
 
 
agnivej
25 December 2013 @ 10:15 pm
Когда пишешь что-то очень дорогое тебе, ты идёшь, в каком-то смысле, на жертву. Вот я написал что-то очень дорогое в предыдущей записи, и когда я это написал, всё, я отвлёкся - отвлёкся на это самое дорогое, и это был тот момент неловкости, о котором там написано. Когда я начинал это писать, я прислушивался к софии, но когда я закончил это писать, я увидел свои слова и они стали философией. Всё, крышка, двойственность. :)

Так что о таких вещах лучше молчать до обретения устойчивости в софии. Когда же ты становишься устойчивым, можно уже как-то делиться самым ценным, потому что когда ты стал устойчивым, ты понимаешь, что если ты делишься самым ценным, от тебя не убудет. Но совсем не убудет лишь только от Одного - от будды. Остальные же, даже высокореализованные учителя, я думаю, идут на большую жертву, делясь Учением. Они жертвуют собой на благо других, невольно создавая препятствия для дальнейшего продвижения. Но эта жертва, конечно, совершенно необходима. Иначе не было бы Традиции.

Всё. Я постараюсь больше не делиться ничем. Потому что устойчивости во мне никакой, особенно учитывая мой ветреный темперамент.
 
 
agnivej
25 December 2013 @ 09:58 pm
Чуть ли не каждый день у меня волосы дыбом встают от восхищения тантрической философией. Я хочу что-то написать, но я просто не нахожу слов, чтобы выразить свои чувства.

Зато выражу мысль: Тантрическая философия - это даже не философия, это - сама София, присутствие Премудрости Божией в нашем мире. Конечно, если изучать это отстранённо, это будет просто философия. Но если присутствует благодать, это уже не просто какая-то философия, а сама София, которая звучит из твоего сердца - это звук, пронизывающий каждую клетку твоего тела (а если повезёт, и каждую мысль). Тогда это знание обладает преображающим качеством. Я имею в виду, что, изучая тантрическую философию, можно выйти в созерцание. Ведь изучение тантрической философии это один из методов (семдзин), который, однако, является одним из низших (анава-упая). Низший он потому, что это путь через внешнее, и здесь задействовано двойственное мышление, так что это медленный путь: ты долго что-то осмысливаешь, и в конце происходит событие понимания, и ты оказываешься в созерцании.

Однако важно повторить, что без благословения тантрическая философия остаётся просто философией. Если же есть благословение, то ты понимаешь, что это не философия про что-то, а это то знание о тебе самом, что присутствует в тебе всегда: просто кто-то выразил его словами, и ты читаешь эти слова, и узнаёшь знание, что сияло в тебе всегда.

Из сегодняшних озарений: я понял, почему это называется тайным звуком. Выше я, кстати, написал, почему, но опуская лишние слова: слишком драгоценно это. Я уже и так слишком много сказал, и мне неловко. И всё же я хотел хоть как-то выразить свои чувства.
 
 
agnivej
Часто пять страстей называют примерно так: тупость, гнев, похоть, ревность (зависть) и гордость. Но это самый грубый уровень. Если расположить все эти страсти на мандале и соотнести их со стихиями, можно обнаружить более глубокие аспекты.

Так, тупость соотносится с пространством, будучи в центре мандалы. Что такое тупость в тонком аспекте? Это понимание пространства, но непонимание движения, происходящего в нём. Обычным людям до такой тупости очень далеко, потому что они не понимают даже пространства. Последователи сутры и адвайтисты пространство понимают, но у них остаётся неведение по отношению к движению в нём: так, например, адвайтисты называют движение "майей" и не признают в нём шакти. Но ведь последователей сутры и адвайтистов нельзя назвать тупыми. :) Поэтому это тонкий аспект неведения.

Далее, гнев я бы назвал отвращением. Гнев это не только ад. Тонкий аспект - это отречение. Это похоже на случай с неведением, и тонкое отречение действительно очень близко к неведению: так, например, последователи сутры и адвайтисты отрекаются от движения. Это отречение - уже гнев, только тонкий аспект. Почему гнев близок к неведению? По мандале это видно: потому, что он на востоке, а восток и центр мандалы могут иногда меняться местами.

Далее, похоть это привязанность. Отрёкшись от движения, мы не уничтожили это движение. Поэтому мы тут же на него отвлекаемся, мы начинаем в нём видеть какие-то отдельные аспекты, которые кажутся обладающими независимым существованием, и это уже тонкая форма привязанности. Я имею в виду, что если мы просто видим что-то привлекательное, то это всё, привязанность.

Далее, ревность и зависть я бы назвал соперничеством или даже просто беспокойством. Например, многие люди ветра страдают от большого количества мыслей, которые не дают уснуть. Такое положение дел - это уже зависть или ревность по отношению к жизни, потому что что-то кажется слишком важным, что порождает активность, пусть только умственную. Всякое движение - это ревность или зависть.

Наконец, гордость я бы назвал пофигизмом. :) Или иногда говорят - блаженное отвлечение. Многим людям, у которых всё хорошо, лень вообще как-либо меняться. Лень - это уже гордость. Или, например, когда ты опаздываешь на встречу - это тоже гордость. Всякая неподвижность - это гордость.

Но у всего этого есть и хорошая сторона. :)
Хорошая сторона неведения - невовлечённость, а ещё лучше - чистое присутствие.
Хорошая сторона гнева - это отречение от погони за миражами, то есть тоже своего рода невовлечённость, а ещё лучше - тоже присутствие (вода, как и пространство, обладает свойством проницаемости).
Хорошая сторона привязанности - ясное видение этих самых миражей (мы ведь хорошо видим то, чего мы хотим), а ещё лучше - чистое ориентирование в сансаре-нирване.
Хорошая сторона ревности и зависти - способность быстро действовать, а ещё лучше - чистая активность.
Хорошая сторона гордости - здоровый пофигизм, а ещё лучше - чистая устойчивость.

Пусть все недостатки обратятся в достоинства! Ибо грань, поистине, тонка (как грань между сансарой и нирваной).
 
 
agnivej
Картинку рисовать лень, поэтому опишу словами (кому знаком принцип мандалы, тот поймёт).

Схему шести миров сансары я для себя расшифровал через соотношение с пятёркой страстей и стихий.
Неведение - пространство, животные, цвета нету, центр.
Отвращение - вода, ад, синий, восток.
Привязанность - огонь, преты, красный, запад.
Соперничество - ветер, асуры, зелёный, север.
Гордость - земля, боги, жёлтый, юг.
Что касается людей, то у них (говорю со своей, асурической, точки зрения)) в равновесии все пять стихий и все пять страстей, поэтому они везде.
Таким образом, я представляю шесть миров в виде пятеричной мандалы. Это не традиционно, но что поделать, я так вижу!

Интересно здесь противопоставление цветов, страстей и стихий: так, боги противостоят асурам, как жёлтый противоположен зелёному, как земля противостоит воздуху (асуры, кстати, богам не могут сильно повредить так же, как ветер не может повредить скале) - это противоположные концы мандалы.

А вообще, что дают эти соответствия? Скажи мне свой любимый цвет и я тебе скажу, кто ты! Или ещё лучше: скажи нелюбимый. Мне вот, например, иногда трудно бывает выбрать любимый цвет, но я точно знаю, что из всех пяти мой нелюбимый - жёлтый. Поэтому я не люблю сытую удовлетворённость и не люблю богов (а земля - моя нелюбимая стихия). :)

Также многое может дать знание своего расположения на мандале. Я нахожусь на севере, где асуры, и потому я могу идти по кругу в двух направлениях - к привязанности или отвращению. А что касается гордости, то мне до неё очень далеко - поэтому я в жизни никогда не достигну подлинного удовлетворения, мне всегда неймётся. И поэтому мой нелюбимый цвет жёлтый, тогда как красный или синий я иногда люблю (больше синий, поэтому с севера я движусь на восток). Раньше, кстати, я вообще был на востоке, и мой любимый цвет был синим, и я был весь такой отречённый. :) Потом что-то случилось, и я сдвинулся на север: мои тихие воды обратилась в шторм, в бурю, в воздух.